Так считает экс-глава Объединённого комитета начальников штабов генерал Марк Милли. Отставник на страницах американского издания Foreing Affairs решил откровенно высказаться, почему пока ещё не время затевать глобальные военные разборки с Россией и Китаем. Выходит, у нас есть время подготовиться? А вот тут нет однозначного ответа: слишком далеко вперёд вырвалась армия США в использовании новейших технологий в войне будущего.
Новой военной стратегии американские генералы обучаются прямо во время военных действий на полях сражений на Украине. Но и не только там. Теперь бои идут и на территории ядерной державы – России. Все «красные линии» обнулены или отброшены на свалку военной науки.
Ведь как считалось раньше: ядерное оружие, уверяли военные аналитики, служит надежной гарантией того, что неядерная держава не осмелится напасть на ядерную. Украина осмелилась. Точнее в Пентагоне, где хозяйничал до своей отставки Марк Милли, решили русские «красные линии» отодвинуть за горизонт и посмотреть, что с ними будет. Там исподволь пробовали «на зуб» ВС РФ и убеждались, что можно дать Украине и крылатые ракеты, и самолеты F-16, и новые системы связи на поле боя, связанные с американской космической группировкой, и средства радиоэлектронной борьбы. На войне, как на войне. И неуверенность Пентагона проходила всякий раз, когда выяснялось, что ВС РФ не может дать эффективного отпора.
Да и откуда было взяться этому отпору, если практически все высшее руководство Минобороны сегодня или арестовано, или находится под следствием за масштабные хищения бюджетных средств.
Милли уже знал обо всех арестах и скандалах в Минобороны РФ, когда взялся за написание своей статьи. Но генерал не считает это подарком ни украинской армии, ни американской. Он смотрит поверх тюремных нар генералов российского военного ведомства. Его беспокоит, и это важно, неготовность армии США, а значит и армии Украины, к войне будущего с Россией и Китаем. А потому надо в срочном порядке усвоить уроки военных действий на украинском театре войны, чтобы выиграть куда более важную военную битву не только с Россией, но и с Китаем.
В чем же отставной американский генерал, выпускник двух университетов «Лиги плюща» (Принстонского и Колумбийского), видит главную проблему для ВС США? Украинская война, по мнению генерала, высветила срочную необходимость реструктуризации вооруженных сил и их адаптацию к войнам будущего. Другими словами ВС США не приспособлены сражаться в условиях, в которых фактор внезапности является определяющим. Получается, что самая крупная спутниковая группировка и многочисленная разведывательная авиация не даёт возможности Пентагону видеть досконально поле боя? Не лукавит ли тут Милли?
Дело в том, что еще лет десять тому назад, развивая сеть управления войсками, американские генералы пришли к выводу, что эта концепция управления полем боя сверху, когда спутники позволяли видеть всю картину в мгновение ока, чревата многими проблемами. Да, посредством спутникового наблюдения высокие чины видели картинку боя лучше, чем низовые командиры, находящиеся в гуще боестолкновения. Да, вроде бы очень удобно генералу из мягкого кресла отдавать команды: он же все фланги видит и владеет ситуацией. Но не тут-то было: генералам приходилось вмешиваться в управление на уровне командиров взводов и рот. Как говорится, докатились до мышей. А самая главная беда: среднее звено теряло инициативу и ждало команд сверху.
Американцы быстро все переиграли: старшим начальникам строго запретили вмешиваться в работу командиров, непосредственно находящихся на поле боя. Им там виднее. А теперь сравните работу американцев по увязке спутникового контроля и действиями рот и взводов с тем, чем занимались российские генералы. Они что делали? Играли в танковый биатлон (новый министр обороны, к слову, уже отменил танковый биатлон). Втирали очки главкому красивыми картинками летящих вертолетов через бинокль - и ни на одном учении мы не видели прямого взаимодействия ротного с планшетом, на котором со спутника шла бы картина боевого расположения подразделений врага.
А главный пропагандист Минобороны генерал Андрей Ильницкий во времена Шойгу занимался словоблудием и носился с концепцией «ментальных войн», все дальше удаляясь от концепции реальной войны ХХI века. Но и у американцев не все клеилось с концепцией новой войны, о чем откровенно пишет генерал Марк Милли. Создать глобальную сеть управления войсками и сражениями Пентагону пока не удается. Но там не стоят на месте и не высасывают из пальца «ментальную войну».
Американцы для ВСУ американцы разработали сеть управления войсками и боем «Дельта». Правда, она пока не внедрена полностью, но уже частично работает. Так, эта система управления боем была запущена в группировке ВСУ, воюющей сейчас в Курской области. Её использование объясняет, каким образом, казалось бы, внешне хаотичные движения украинских подразделений проходят согласованно. Американцы работают и опробуют систему с помощью своих специалистов связи, которые сопровождают украинские подразделения в Курской области. Есть вероятность, что над этим работают американские специалисты связи.
А что в России? Последние сведения о работе над такой сетью в открытых источниках упоминались в 2020 году. Речь шла о так называемой системе АСУ ТЗ и её различных компонентах. Но СВО быстро выявила слабые места в этой программе – это невозможность использования программного обеспечения «Microsoft» или «Apple», а свое пока резко уступает по качеству
Есть и другие трудности. К ним относится, в частности, неготовность танков Т14 с системами АСУ, которые должны были стать пунктами сбора информации в режиме реального времени. Ну и самое главное: военная спутниковая группировка пока не обеспечивает оперативный контроль за картиной боя в режиме реального времени. Нет у нас и необходимого парка самолетов - командных пунктов для сбора и информации. Одну из таких машин А-50У мы уже потеряли.
Что остаться делать армии? Правильно: полагаться на дроны. Но они годятся для картины боя на очень узком участке фронта. Охвата всей картины, как у наших врагов ВСУ, у ВС РФ нет. Украинское командование в режиме он-лайн получает спутниковые, авиационные, агентурные сведения и информацию из рук американских и британских кураторов, в том числе посредством технических каналов. То есть, противник имеет самую свежую разведывательную информацию о наших войсках. А вот что на руках у наших командиров, неясно. В условиях информационного тумана воевать очень сложно.
О чем еще печалится генерал Милли? Он пишет, что самолеты, корабли, танки ВС США не оснащены защитой от дронов. И в этой епархии нет систем управления, использующих «искусственный интеллект» (ИИ).
Правда, США и Россия уже поняли, что современная война стоит на массовом использовании дронов как для разведки противника, местности, так и для доставки средств поражения к цели. В этом, возможно, ВС США действительно не поднаторели, поскольку использование дешёвых дронов считается уделом слабых армий. Но Милли убеждает своих коллег, что нечего кичиться: дешёвые БПЛА отлично подходят и для американских войск.
Милли считает, что есть прогресс и у ВС РФ. По его информации, Россия уже использует дроны, управляемые искусственным интеллектом. Если это так, то таких дронов явно маловато. Пока в основном как российская, так и украинская стороны использует в основном китайские дроны, либо дроны, изготовленные с использованием китайских комплектующих. Милли это не нравится и он рекомендует избавиться от китайской зависимости и перейти полностью на американские компоненты.
И вот тут мы снова отстаем: янки в скором времени перейдут на изготовление микро чипов размером 1 нанометр (нм). В России и в перспективе таких проектов нет. Наш горизонт возможностей – производство чипов с элементами размером в 90 нм. Такое технологическое отставание – серьёзная проблема.
И последнее замечание: Милли не боится писать о трудностях в армии США. Обсуждает это открыто. У нас же то и дело пытаются заткнуть рты военным блогерам: мол, не их это дело писать и говорить о проблемах армии. Есть кому об этом думать. В США такая дискуссия ведется и не только Милли. Другие отставные военные пишут о недостатках и ошибках нынешней войны на Украине. Обольщаться выявленными слабостями армии США не стоит. Если поставлена проблема, значит ее надо решать. Там не стоят на месте. Милли пишет не для себя: его прочтут в Конгрессе США, вызовут для обстоятельного разговора. Внесут изменения в проекты. Там идет работа всех ветвей власти над ошибками войны на Украине.
И России тоже стоит взять на вооружение систему выявления недостатков, а не затыкать рты экспертам, как у нас любят делать. При всех ошибках, о которых пишет Милли, ВС США идут на полтора корпуса впереди ВС РФ. Пока у России есть несколько козырей: самое передовое ядерное оружие, мало кому известные военные наработки, основанные на других физических принципах и тот факт, что для США главный враг – это Китай. Но это пока. Завтра все может поменяться.