«После взятия Авдеевки мы наконец выдохнули»

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2024-03-16 23:12


Новости ДНР сегодня. Последние новости Донецкой народной республики 2022

Спартак. Ясиноватая. Авдеевка. Как живут сегодня территории недавней "красной зоны", после отодвигания от них линии фронта. "Известия".

Линия фронта на донецком направлении отодвинута более чем на 10 км. Впервые за многие годы жители недавней «красной зоны» могут не беспокоиться о прилете снаряда в любую минуту. Более всего на этом участке страдали поселок Спартак и город Ясиноватая, фактически напрямую соседствовавшие с позициями ВСУ. О том, что изменилось в этих населенных пунктах после взятия Авдеевки и можно ли уже говорить о возвращении мирной жизни, узнал специальный корреспондент «Известий».

МЕСЯЦ СПОКОЙСТВИЯ

В последний раз в районе Спартака мне пришлось бывать в самом начале СВО — тогда в 20 м от нашей машины разорвался минометный снаряд. Староста поселка Валентина Плешкова, к которой мы держали путь, прокричала в трубку: «Ехать сюда нельзя, прячемся в подвалах!» Мы не стали испытывать судьбу и повернули обратно.

Картина, которую мы застаем сегодня в центре Спартака, безрадостная. Побитые снарядами, а то и напрочь разрушенные домишки. Воронки посреди дорог. Но жизнь в поселке теплится. 42 человека остаются в Спартаке. В основном пожилые люди. Единственным ребенком, который несколько лет обитал в подвале на улице Чапаева, была внучка той самой Валентины и ее мужа Александра. Два года назад девочка поступила в педагогический колледж Донецка и переехала в общежитие.

— Остаемся, не уезжаем, — рассказывает мне Валентина, которая, несмотря на любые невзгоды, выглядит спокойной и неунывающей. — Тут хозяйство: куры, утки. Вода в колодцах у нас появилась. Хлеб раз в неделю привозят. Уголь есть. Если опасность — спускаемся в подвал. Там же комнатка, где можно ночевать. По субботам навещаем внучку в Донецке, вместе с ней в общежитии живут еще семь девочек, все сироты.

Что касается безопасности, то, по словам Валентины, после взятия Авдеевки в Спартаке стало значительно тише (пока мы беседуем, слышны только залпы нашей артиллерии).

— Почти месяц спокойно, — делится женщина. — Единственное — иногда беспилотники летают. Вчера видели, позавчера слышали. А в остальном выдохнули. Отдыхаем!

Как объяснил Александр Плешков, на прошлой неделе впервые за два года в поселке появился свет — энергетики наконец-то смогли беспрепятственно приехать и провести электричество. Еще один признак возвращения жизни: спартаковцы написали в администрацию письмо с просьбой соединить их вновь с Большой землей — пустить автобус. Предварительный ответ — транспорт может быть запущен.

В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ

В Ясиноватой тоже непривычная тишина. Еще два месяца назад снаряды разрывались здесь прямо посреди центральных кварталов, не щадя никого. В город не ходили маршрутки. Водители-экспедиторы отказывались везти сюда продукты.

— Число обстрелов сократилось в разы, — рассказывает глава Ясиноватой Дмитрий Шевченко. — Достается еще пока, к сожалению, близлежащим сельским поселениям — Красному Партизану, Верхнеторецкому, Пантелеймоновке. Так, Красный Партизан за последние пару дней накрыли дважды — из реактивной артиллерии, разрушили школу.

По самой Ясиноватой, по словам мэра, можно наконец-то ходить беспрепятственно, в том числе по северным окраинам (линия соприкосновения проходила здесь в каких-то 300 м), не вжимая голову в плечи и не выглядывая постоянно, куда бы в случае чего прыгнуть. Ситуация беспрецедентная, учитывая, что только за последние два года от украинских снарядов на улицах города погибло 75 мирных жителей, еще 324 получили ранения.

— Долгое время нам не давали жизни беспилотники. Но после освобождения Авдеевки их тоже стало меньше, — продолжает Дмитрий Шевченко. — Проблемной пока остается трасса на Горловку, где украинские БПЛА фактические блокируют движение, бьют в том числе по гражданским машинам, есть жертвы. В декабре прошлого года дрон-камикадзе врезался в лоб автомобиля, за рулем которого ехал глава Верхнеторецкой администрации Сергей Павлов, он развозил по прифронтовым селам воду и хлеб. Сергею оторвало ногу. К счастью, совсем рядом оказались военные медики, которые спасли ему жизнь.

Несколько дней назад в Макеевку, по словам Шевченко, отправился дизельный пассажирский вагон: этого события город железнодорожников Ясиноватая ждал два года. Не первую неделю исправно ходят маршрутки в Донецк и Макеевку: 10 кругов ежедневно. Вновь открылся хлебозавод. Готовится к пуску мощностей предприятие по производству пластиковых окон. Рассматривается предложение по созданию цеха по розливу природной воды в поселке Минеральное.

— Продолжается сотрудничество с нашим шефом — Челябинской областью, — говорит Дмитрий Шевченко. — В нынешнем году основной акцент мы делаем на восстановлении поврежденного жилья, ремонте дорог, а также на обновлении жилищно-коммунального хозяйства. Если в прошлом году выделенный бюджет для поддержки Ясиноватой составлял около 400 млн рублей, то в 2024-м эта цифра удвоена.

"ВЕРЮ В ЛУЧШЕЕ"

Еще один знак нового времени — пункты временного размещения (ПВР) для беженцев и эвакуированных из Авдеевки. В Ясиноватой их оборудовано два. Всего через них прошло уже 300 человек. Готовится к сдаче третий пункт. Цель нахождения в ПВР — идентификация личности, получение российских документов, оформление социальных выплат. В освобожденном городе остаются, предварительно, еще шесть сотен человек. В ближайших планах организовать прохождение для них процедур там, на месте.

— В нашем пункте размещены сейчас 59 эвакуированных, — рассказала «Известиям» руководитель одного из ПВР Ольга Безуглая. — Проживание организовано по типу общежития: по 10–15 человек в комнате. Люди обеспечены трехразовым бесплатным питанием, одеждой, гуманитарной помощью. Большинство планирует вернуться обратно — домой. Кто-то остается у родственников в Донецке, Макеевке или Ясиноватой. Несколько человек уехали в Россию. Девять авдеевцев из-за отсутствия жилья отправились в пункт длительного размещения в одном из городов ДНР.

Среди тех, кто проходит идентификацию и ждет оформления документов (самые короткие сроки на всё про всё — неделя), — 27-летний Евгений — помощник машиниста и слесарь-ремонтник. У него швы на голове, установлена трахеостома на горле (позволяет ему дышать). Один глаз прикрыт и не видит, другой реагирует на свет и различает образы. Всё это следствия обстрела 13 февраля.

— В мой дом в тот день прилетело две ракеты «Град», — говорит Женя. — Меня придавило плитой. Но я сумел выбраться. Вынул из головы, глаза и переносицы куски арматуры. Ничего не видел, кровь заливала лицо…

Далее его нашли российские бойцы.

— Кто ты? — спросили меня, — вспоминает молодой человек. — Местный! — Это тебя «Градами» лупануло? — Меня, — отвечаю. А увидеть ничего могу. Они положили меня на брезент и потащили. Потом перебинтовали, обкололи обезболивающим. Какое-то время мы пережидали обстрел в подвале. А после на транспорте меня отправили в Луганск в больницу. 15 дней я пролежал в реанимации без сознания. На 16-й пришел в себя. Врачи сделали три операции, удалили часть мозга, вставили пластину. Один глаз не удалось спасти. А со вторым, говорят, есть шансы. На ноги я быстро встал. Доктора удивлялись: «После таких операций люди овощем лежат, а ты уже бегаешь!» Я всегда верю в лучшее, — говорит Женя. — Даже если только один шанс из ста есть, верю в него!

По словам Евгения, в ДНР у него живут папа и старшая сестра. Они навещают уже, заботятся. В настоящее время он оформляет российский паспорт. Следующая задача — лечение глаза (бесплатное для жителей Авдеевки), которое могут сделать в Донецке.

Сергей Прудников


Источник: iz.ru